Нормативная документация
Методики исследований
Судебно-экспертные учреждения Российской Федерации работают по единой системе, однако экспертные методики разных ведомств друг другу противоречат и с трудом согласуются. Кроме того, для некоторых участников судопроизводства эти методики практически недоступны. Главной проблемой является отсутствие общепринятой и рабочей системы государственных стандартов по экспертным методикам.
Для того чтобы создать научное единообразие, в июне 1996 года руководством МВД и Минюста России был создан Федеральный координационно-методический совет по проблемам экспертных исследований. В его состав вошли руководители экспертных учреждений этих министерств, ведущие ученые в области криминалистики и судебной экспертизы, а также представители Верховного суда и Генеральной прокуратуры. Основными задачами Совета являлись:
- определение актуальности, приоритетности научно-исследовательских работ и конкретных тем, требующих совместной или согласованной разработки;
- рассмотрение вопросов об обмене научно-технической информацией, а также статистическими данными по профилю деятельности;
- рассмотрение, утверждение каталогов и паспортов методик исследования и дополнение их новыми методиками;
- определение единых квалификационных требований к экспертам одной специальности;
- рассмотрение предложений по вопросам регламентации экспертной деятельности;
- методическое и методологическое разрешение спорных вопросов экспертной практики.
Под эгидой межведомственного координационно-методического совета по проблемам экспертной деятельности был выпущен «Каталог регистрационных паспортов экспертных методик исследования вещественных доказательств». Он является рекомендательным. Паспорта методик можно скачать здесь.
Также в целях стандартизации судебно-экспертной деятельности в 2015 году был создан Технический комитет (ТК 134). Его деятельность направлена на систематизацию и унификацию национальных стандартов, норм и рекомендаций, обеспечение единства измерений, технической и информационной совместимости. В состав ТК 134 вошли представители 31 организации, специализирующейся на судебно-экспертной, образовательной и научной деятельности в области экспертизы. Членами комитета являются федеральные органы исполнительной власти и госкорпораций. Среди них: Министерство юстиции и Генеральная прокуратура РФ, Росстандарт, Росаккредитация, Следственный комитет РФ, Федеральная палата адвокатов и Торгово-промышленная палата РФ, структуры ФСБ, корпорация «Росатом» и др.
В результате деятельности комитета в России появились новые ГОСТы. Среди них:
- ГОСТ Р 57343-2016 «Судебная молекулярно-генетическая экспертиза. Термины и определения»
- ГОСТ Р 57344-2016 «Судебно-психологическая экспертиза. Термины и определения»
- ГОСТ Р 57428-2017 «Судебно-трасологическая экспертиза. Термины и определения»
- ГОСТ Р 57429-2017 «Судебная компьютерно-техническая экспертиза. Термины и определения»
- ГОСТ Р 58081-2018 «Судебно-экологическая экспертиза. Термины и определения»
- ГОСТ Р 58332-2018 «Судебная экспертиза фонограмм. Термины и определения»
- ГОСТ Р 58828-2020 «Судебная экспертиза волокнистых материалов и изделий из них. Термины и определения»
- ГОСТ Р 58794-2020 «Судебная экспертиза маркировочных обозначений. Термины и определения»
- ГОСТ Р 59508-2021 «Судебно-почерковедческая экспертиза. Термины и определения»
- ГОСТ Р 59529-2021 «Судебная строительно-техническая экспертиза. Термины и определения»
- ГОСТ Р 70003-2022 «Судебная лингвистическая экспертиза. Термины и определения»
- ГОСТ Р 34833-2022 «Судебная молекулярно-генетическая экспертиза объектов дикой флоры и фауны. Термины и определения»
В программу национальной стандартизации на 2022–2023 гг. включена разработка ГОСТ Р «Судебно-почвоведческая экспертиза. Термины и определения». В 2023 г. предусмотрена разработка проекта стандарта ГОСТ Р «Методика исследования подписи, выполненной в обычных условиях, в целях идентификации исполнителя подписи».
Утвержденный и введенный в действие стандарт обязаны применять все специалисты, проводящие судебные экспертизы, независимо от формы собственности судебно-экспертной организации, а также эксперты, не являющиеся сотрудниками судебно-экспертных организаций.
8 декабря 2018 года постановлением Правительства Российской Федерации была создана специальная Комиссия по координации судебно-экспертной деятельности. Ее основными задачами являются:
- формирование государственной политики и совершенствование российского законодательства в сфере судебно-экспертной деятельности;
- разработка единых подходов к научно-методическому обеспечению судебно-экспертной деятельности, включая внедрение современных приемов и методов экспертных исследований;
- разработка единых подходов к определению уровня квалификации судебных экспертов;
- разработка рекомендаций по подготовке кадров, профессиональной переподготовке и повышению квалификации, а также разработка рекомендаций по госакккредитации образовательной деятельности в сфере производства экспертиз.
Членами правительственной комиссии с правом решающего голоса являются руководители федеральных министерств и ведомств. Для выполнения своих задач Комиссия наделена широкими полномочиями. Среди них – координация деятельности заинтересованных органов, межведомственных советов и рабочих групп, а также взаимодействие с общественными организациями и СМИ по вопросам, касающимся судебно-экспертной деятельности.
Регламентирующая документация
Регламентирующей документацией для членов НП «Саморегулируемая организация судебных экспертов» является действующее федеральное законодательство (см. далее), Устав СРО, Положение о членстве в СРО, правила и стандарты СРО, утвержденные методики исследований.
Сводная таблица основных норм процессуального права, относящихся к организации производства судебных экспертиз
Нормативно- правовой акт |
Понятие, права и обязанности государственного эксперта |
Права и обязанности руководителя ГСЭУ |
Понятие доказательств |
Допустимые (недопустимые) доказательства |
Основания и порядок назначения экспертизы |
Ответственность эксперта |
Порядок производства экспертизы |
---|---|---|---|---|---|---|---|
УПК РФ | ст. 57 | ст. 74 | ст. ст. 17, 75, 80, 88 |
ст. 195 | ст. 57 | ст. 283 | |
ГПК РФ | ст. 85 | ст. 55 | ст. ст. 59, 60, 67 |
ст. ст. 79, 80 | ст. 80 | ст. 84 | |
АПК РФ | ст. 55 | ст. 64 | ст. ст. 67, 68, 71, 162 |
ст. 82 | ст. 55 | ст. 83 | |
КоАП | ст. 25.9 | ст. 26.2 | ст. 26.11 | ст. 26.4 | ст. 25.9 |
||
УК РФ | ст. ст. 307, 310, 285, 286, 290 |
||||||
ФЗ ГСЭД | ст. ст. 12, 13, 16, 17 | ст. ст. 14, 15 | ст. 19 | ст. 19 |
Сводная таблица основных норм процессуального права, относящихся к организации производства судебных экспертиз (окончание)
Нормативно-правовой акт | Назначение повторной (дополнительной) экспертизы | Комиссионная экспертиза | Комплексная экспертиза | Заявление ходатайств лицами, участвующими в деле | Заключение эксперта | Вызов эксперта в суд | Отвод эксперта |
---|---|---|---|---|---|---|---|
УПК РФ | ст. 207 | ст. 200 | ст. 201 | ст. ст. 119, 120, 121, 122 | ст. ст. 80, 204, 206 | ст. ст. 205, 282 | ст. ст. 62, 70 |
ГПК РФ | ст. 87 | ст. 83 | ст. 82 | ст. 35 | ст. 86 | ст. 187 | ст. ст. 16, 21 |
АПК РФ | ст. 87 | ст. 84 | ст. 85 | ст. ст. 8, 159 | ст. 86 | ст. ст. 74, 86, 157 | ст. ст. 8, 23, 24, 25, 26 |
КоАП | ст. 24.4 | ст. 26.4 | ст. 25.9 | ст. ст. 25.12, 25.13 | |||
УК РФ | |||||||
ФЗ ГСЭД | ст. 20 | ст. ст. 21, 22 | ст. 23 | ст. 25 | ст. 18 |
Перечень основных нормативно-правовых актов, регулирующих судебно-экспертную деятельность
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, УПК РФ (см. таблицу)
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, ГПК РФ (см. таблицу)
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, АПК РФ (см. таблицу)
Кодекс об административных правонарушениях, КоАП (см. таблицу)
Уголовный кодекс Российской Федерации, УК РФ (см. таблицу)