Правительство «перепишет» закон о судебно-экспертной деятельности

16.11.2023 в Комитете Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству состоялось обсуждение Проекта поправок к проекту Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».

В первом чтении документ был принят еще в 2013 году, но отложен. Теперь со значительными изменениями от Минюста проект находится на стадии второго чтения. И уже появились опасения, что произойдет монополизация государством всего экспертного рынка, после чего в любых судебных процессах о принципе состязательности сторон можно будет совсем забыть.

Основные существенные изменения:

  1. Вносятся не частичные изменения, а Федеральный закон «переписывается» полностью.
  2. Вводится совершенно новый «институт» регулирования негосударственной судебно-экспертной деятельности. В частности, к негосударственным экспертам вводятся квалификационные требования:
  • высшее образование судебно-экспертной направленности (профиля), среднее профессиональное образование судебно-экспертной направленности (профиля);
  • или высшее образование и дополнительное профессиональное образование судебно-экспертной направленности (профиля), образовательные программы которых содержат компетенции, отнесенные к одной или нескольким экспертным специальностям.

Также будет определен порядок организации и проведения аттестации/квалификационного экзамена в экспертно-квалификационных комиссиях, созданных Минюстом РФ, создан Государственный реестр судебно-экспертных организаций/экспертов. Для включения организации или эксперта в этот реестр будет необходимо подать в Минюст России пакет документов, включающий:

  • для экспертной организации: копия трудовой книжки или выписка из электронной трудовой книжки, в которой содержатся сведения о стаже работы в должности (должностях), трудовыми или служебными обязанностями по которой (которым) предусматривалось производство судебных экспертиз, и о работе в регистрируемой экспертной организации;
  • для эксперта: копия трудовой книжки или выписка из электронной трудовой книжки, содержащая сведения о стаже (службы) работы регистрируемого эксперта в должности (должностях), служебными или трудовыми обязанностями по которой (которым) предусматривалось производство судебных экспертиз.

Предусматривается и механизм контроля за негосударственной судебно-экспертной деятельностью, участники мероприятия обсудили возможность создания для этих целей Минюстом России специальной автономной некоммерческой организации – Федеральной палаты судебных экспертов.

Члены Экспертно-консультативного совета при Комитете СФ по конституционному законодательству и государственному строительству имели возможность заранее изучить предложенные поправки. Они высказали свои замечания к документу, который подготовлен Минюстом России.

Так, Директор Института судебных экспертиз Московского государственного юридического университета (МГЮА) им. О.Е. Кутафина, д.ю.н. Елена Россинская сделала ряд замечаний по юридической технике законопроекта и предложила конкретные поправки, увязывающие этот документ с действующим законодательством. В частности, по ее мнению, необходимо изъять из проекта ряд подробных комментариев, которые неуместны в федеральном законе, уточнить статус тех судебных экспертов, которые могут быть индивидуальными предпринимателями или самозанятыми гражданами, а также, по ее словам, следует ввести должность помощника эксперта.

Ведущий научный сотрудник Центра частного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, к.ю.н. Екатерина Ганичева обозначила проблемы взаимодействия предлагаемого законопроекта с действующими процессуальными кодексами. По ее мнению, в законодательстве не отражена та социально значимая роль, которую эксперты, наряду с адвокатами, играют в процессе осуществления правосудия.

Заведующая сектором процессуального права Института государства и права РАН, д.ю.н. Екатерина Михайлова отметила роль экспертов в гражданском процессе, чьи заключения являются важнейшими доказательствами по делу, после чего предложила начать с анализа норм ГПК РФ, который не дает ответа на вопрос, кто может быть экспертом. Спикер предложила изменить формулировку закона, согласно которой частнопрактикующие эксперты привлекаются только в случаях, когда нет возможности провести государственную экспертизу.

Вступление в силу Законопроекта планируется на 01.09.2024, а в части соответствия квалификационным требованиям – на 01.09.2026.

Что можно сделать экспертам уже сейчас:

  • проверить указанные в своих трудовых книжках и должностных инструкциях стаж работы, должность, служебные или трудовые обязанности;
  • заранее планировать необходимое образование судебно-экспертной направленности (профиля) для осуществления конкретных судебных экспертиз.

Видеозапись обсуждения
Текст документа

 

Давайте обсудим, как вы оцениваете предложенные изменения законодательства?

 

Комментарии