Разъяснения к Распоряжению Правительства РФ от 22 марта 2023 г. № 672-р
Тогда же на общественное обсуждение был вынесен проект постановления правительства, в котором предлагалось увеличить перечень экспертиз, которые вправе проводить только государственные организации.
Конечно, данная ситуация обеспокоила негосударственных экспертов возможным негативным исходом - остаться без работы.
Поэтому мы решили разъяснить важные пункты из Распоряжения Правительства РФ № 672-р от 22.03.2023 г.
В данном законодательном акте расширяется перечень видов судебных экспертиз, проводимых только государственными судебно-экспертными учреждениями.
Прежде чем приступить к разбору текста документа, обратим особое внимание на то, что данное Распоряжение НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ ст. 41 Федерального закона от 31.05.2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», в которой указано, что Правительство Российской Федерации может устанавливать перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями. Распоряжение вступает в силу с 01.07.2024 года.
Перейдем к изучению данного документа и тезисно обозначим ключевые моменты.
- Исключительно государственные экспертные учреждения могут проводить:
- Судебную лингвистическую экспертизу по делам, связанным с проявлением терроризма и экстремизма, а также судебные экспертизы при проверке сообщений о таких преступлениях;
- Судебную психолого-лингвистическую экспертизу по делам, связанным с проявлением терроризма и экстремизма, а также судебные экспертизы при проверке сообщений о таких преступлениях;
- Судебную экономическую экспертизу по делам о преступлениях, связанных с неуплатой налогов и сборов и причинением ущерба природным ресурсам;
- Судебную экономическую экспертизу по делам о преступлениях, связанных с нецелевым расходованием и хищением бюджетных средств, а также при проверке сообщений о таких преступлениях.
Важный момент! Вышеуказанный перечень действует исключительно в отношении уголовных дел и касается судебных экспертиз, выполняемых на основании постановления или определения следователя, дознавателя, судьи. Следовательно, негосударственные эксперты имеют право проводить данные виды экспертиз в том случае, если производство экспертизы не назначено соответствующим должностным лицом, то есть данное постановление не запрещает производство внесудебных исследований по обращению обвиняемых, подозреваемых, потерпевших, их представителей и по адвокатским запросам.
- В отдельный раздел перечня выделяют судебно-психиатрическую экспертизу. На наш взгляд, это свидетельствует о том, что государство максимально принимает на себя все меры законодательного, административного, правового и иного характера для реализации принципов соблюдения прав и свобод человека, так как правовые решения, основывающиеся на выводах судебно-психиатрических экспертных исследований, существенно ограничивают права, гарантированные гражданам Конституцией.
- Необходимость проведения данных видов экспертиз только на уровне государственных экспертных учреждений обосновывается Минюстом тремя важными факторами:
- Особая важность этих экспертиз на уровне государства;
- Отсутствие необходимой проф.переподготовки у негосударственных экспертов-лингвистов, применительно к исследованиям экстремистской и террористической направленности;
- Большая вероятность наличия договоренностей об исходе дела с преднамеренными выводами экономической экспертизы в пользу организации.
На наш взгляд, важность данных видов экспертиз бесспорна, однако умозаключения и предположения о недостаточном уровне образования негосударственных экспертов, как и их “продажность” беспочвенны.
А как Вы считаете?
Комментарии
Гость
Гость
Гость
Гость
Гость
Выберите категории,
на которые хотите подписаться
Гость
Гость
Гость