Проблемы и особенности проведения психолого-педагогической экспертизы по семейным спорам

Психолого-педагогическая экспертиза - это исследование, которое проводится с целью решения вопросов, связанных с лишением родительских прав, определением места проживания детей, определением порядка общения ребенка с родителями, которые живут раздельно.

На уровне законодательство за вопросы воспитания детей отвечают:

  • СК РФ;
  • Постановление Пленума ВС;
  • Нормы, которые содержатся в Конвенции о правах ребенка.

К сожалению, количество гражданских споров, которые связаны с воспитанием детей родителями, постоянно растет.

Чаще всего при разрешении таких споров судами назначают 3 вида исследования:

  1. Психолого-педагогическая экспертиза;
  2. Психологическая экспертиза;
  3. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза .

Однако присутствует ряд серьезных проблем, которые связаны с проведением этих исследований, например, ежегодно возрастает количество запросов от адвокатов, которые просят разъяснить обоснованность психолого-педагогических экспертиз с научной точки зрения. Нередкими являются ситуации, когда вид экспертизы не соответствует вопросам, которые были поставлены судом. 

Особенности проведения исследований в области психологии и педагогики

На экспертизу могут быть поставлены вопросы:

  1. Определить, какие индивидуальные особенности поведения ребенка?
  2. Определить, какой уровень психического развития ребенка?
  3. Какое настоящее отношение ребенка к каждому из родителей?
  4. Выявить, какой стиль воспитания ребенка со стороны каждого родителя?
  5. и др.

Касаемо задач исследования можно выделить следующие: предоставить информацию про индивидуальные психологические особенности родителей/детей; выявить характерный стиль воспитания детей; определить, как ребенок относится к родителям и др. 

Почему же психолого-педагогические экспертизы настолько распространены в настоящее время?

В данном вопросе следует обратиться к образовательной среде, ведь именно оттуда данные исследования «перешли» в гражданское судопроизводство. Всем известно, что в сфере образования есть профессия педагог-психолог. Обучения по данному направлению подразумевает сопровождение детей в процессе получения ими образования, оказание необходимой психологической помощи и так далее. Следовательно, с точки зрения сферы образования данная экспертиза никаким образом не устанавливает взаимоотношения между родителями и их детьми, она отвечает совершенно на другие вопросы.

Какой вывод можно сделать из сложившейся ситуации? Психолого-педагогическая экспертиза является разновидностью гуманитарной экспертизы, но никак не судебной. 

Подготовка экспертов и требования к их знаниям

Чаще всего психолого-педагогические экспертизы назначаются, когда суд не видит необходимости назначать психиатрическую экспертизу. 

Главными проблемами при проведении таких исследований являются:

  1. Отсутствие у экспертов необходимого психологического образования на базовом уровне;
  2. Отсутствие опыта работы, специальной подготовки и компетенции у экспертов.

Эти факторы приводят к грубыми ошибкам и неправильным выводам со стороны специалиста. В последнее время все чаще производство психолого-педагогических экспертиз передается ИП, кафедрам психологии при ВУЗах. Этот факт противоречит ФЗ, в котором указано, что экспертиза не может быть поручена организации, которая не является экспертным учреждением. 

Такое положение дел возможно исправить благодаря работе по следующим направлениям:

  1. Введению обязательной сертификации негосударственных суд.экспертов;
  2. Закреплением на уровне законодательства требований о доп.образовании эксперта по конкретному виду экспертизы или специальности. 

Подводя итог, следует отметить, что психолого-педагогические экспертизы становятся все более востребованными, но и проблемы, связанные с данными исследования, также масштабируются. Чаще всего причиной таких нарушений является отсутствие единой методологической и теоретической основы. 

 

Источник: Психологическая газета

 

Комментарии