Проблемы и особенности проведения психолого-педагогической экспертизы по семейным спорам
На уровне законодательство за вопросы воспитания детей отвечают:
- СК РФ;
- Постановление Пленума ВС;
- Нормы, которые содержатся в Конвенции о правах ребенка.
К сожалению, количество гражданских споров, которые связаны с воспитанием детей родителями, постоянно растет.
Чаще всего при разрешении таких споров судами назначают 3 вида исследования:
- Психолого-педагогическая экспертиза;
- Психологическая экспертиза;
- Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза .
Однако присутствует ряд серьезных проблем, которые связаны с проведением этих исследований, например, ежегодно возрастает количество запросов от адвокатов, которые просят разъяснить обоснованность психолого-педагогических экспертиз с научной точки зрения. Нередкими являются ситуации, когда вид экспертизы не соответствует вопросам, которые были поставлены судом.
Особенности проведения исследований в области психологии и педагогики
На экспертизу могут быть поставлены вопросы:
- Определить, какие индивидуальные особенности поведения ребенка?
- Определить, какой уровень психического развития ребенка?
- Какое настоящее отношение ребенка к каждому из родителей?
- Выявить, какой стиль воспитания ребенка со стороны каждого родителя?
- и др.
Касаемо задач исследования можно выделить следующие: предоставить информацию про индивидуальные психологические особенности родителей/детей; выявить характерный стиль воспитания детей; определить, как ребенок относится к родителям и др.
Почему же психолого-педагогические экспертизы настолько распространены в настоящее время?
В данном вопросе следует обратиться к образовательной среде, ведь именно оттуда данные исследования «перешли» в гражданское судопроизводство. Всем известно, что в сфере образования есть профессия педагог-психолог. Обучения по данному направлению подразумевает сопровождение детей в процессе получения ими образования, оказание необходимой психологической помощи и так далее. Следовательно, с точки зрения сферы образования данная экспертиза никаким образом не устанавливает взаимоотношения между родителями и их детьми, она отвечает совершенно на другие вопросы.
Какой вывод можно сделать из сложившейся ситуации? Психолого-педагогическая экспертиза является разновидностью гуманитарной экспертизы, но никак не судебной.
Подготовка экспертов и требования к их знаниям
Чаще всего психолого-педагогические экспертизы назначаются, когда суд не видит необходимости назначать психиатрическую экспертизу.
Главными проблемами при проведении таких исследований являются:
- Отсутствие у экспертов необходимого психологического образования на базовом уровне;
- Отсутствие опыта работы, специальной подготовки и компетенции у экспертов.
Эти факторы приводят к грубыми ошибкам и неправильным выводам со стороны специалиста. В последнее время все чаще производство психолого-педагогических экспертиз передается ИП, кафедрам психологии при ВУЗах. Этот факт противоречит ФЗ, в котором указано, что экспертиза не может быть поручена организации, которая не является экспертным учреждением.
Такое положение дел возможно исправить благодаря работе по следующим направлениям:
- Введению обязательной сертификации негосударственных суд.экспертов;
- Закреплением на уровне законодательства требований о доп.образовании эксперта по конкретному виду экспертизы или специальности.
Подводя итог, следует отметить, что психолого-педагогические экспертизы становятся все более востребованными, но и проблемы, связанные с данными исследования, также масштабируются. Чаще всего причиной таких нарушений является отсутствие единой методологической и теоретической основы.
Источник: Психологическая газета
Комментарии
Выберите категории,
на которые хотите подписаться