Новое ограничение в работе негосударственных экспертов

В настоящее время идет обсуждение проекта распоряжения Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями"

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен проект распоряжения Правительства Российской Федерации “О внесении изменения в перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.11.2021 № 3214-р”. В настоящее время идет обсуждение проекта. 

Вносимые изменения затронут всего один вид судебных экспертиз: в случае утверждения предлагаемых изменений строительно-технические экспертизы по гражданским делам, связанным с самовольным строительством, могут проводиться исключительно государственными экспертными учреждениями.

Как указано в пояснительной записке, необходимость проведения указанной экспертизы исключительно в государственных судебно-экспертных организациях обусловлена тем, что дела, связанные с самовольным строительством, имеют общественное значение и направлены на обеспечение общественной безопасности.

Кроме того, в пояснительной записке подробно разъяснены причины, по которым строительно-технические экспертизы по гражданским делам, связанным с самовольным строительством, не могут проводиться негосударственными экспертами.

Причина первая. Проводить судебные экспертизы по указанной категории дел в государственных судебно-экспертных организациях целесообразно “во избежание по указанным категориям дел договорных заключений”. 

Причина вторая. В государственных судебно-экспертных организациях обеспечивается контроль качества экспертиз, прежде всего, законодательно закрепленными требованиями к квалификации государственных судебных экспертов: наличие высшего образования, дополнительного профессионального образования по конкретной экспертной специальности, аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы. Подтверждение квалификации осуществляется каждые 5 лет.

Причина третья. Руководитель государственного судебно-экспертного учреждения обязан обеспечить контроль за соблюдением сроков производства судебных экспертиз с учетом дат, установленных судами при назначении судебных экспертиз, полнотой и качеством проведенных исследований, не нарушая принцип независимости эксперта.

И наконец, причина четвертая. При производстве судебной экспертизы эксперт независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела. Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями. 

Причины передачи производства указанной категории экспертиз в государственные судебно-экспертные организации вызывают по меньшей мере недоумение. Исходя из текста пояснительной записки, негосударственные эксперты не обладают перечисленными достоинствами государственных экспертов. Иными словами, негосударственные эксперты составляют “договорные заключения”, не имеют квалификации (ни высшего образования, ни дополнительного образования по соответствующей экспертной специальности), нарушают сроки производства экспертиз, проводят некачественные исследования и пр. Но как же быть со статьей 41 ФЗ -73, распространяющей действие статей 2, 3, 4, 6 - 8, 16 и 17, части второй статьи 18, статей 24 и 25 на лиц, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами? 

Несмотря на многолетний опыт использования судами экспертиз, проведенных негосударственными экспертами, компетентность последних ставится под сомнение или вовсе игнорируется.

Единственное, весьма существенное, отличие государственного эксперта от негосударственного - это прохождение процедуры аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы и подтверждение квалификации каждые 5 лет. Негосударственные эксперты самостоятельно восполняют отсутствие аналогичных законодательно закрепленных требований: объединяются в профессиональные сообщества, в которых предусмотрена процедура сертификации, чтобы доказать суду свою компетентность.  

Проект распоряжения, обсуждаемый спустя полтора года с момента принятия Распоряжения Правительства РФ № 672-р от 22.03.2023 г., наметил определенную тенденцию. Скорее всего, в дальнейшем перечень экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями, будет дополняться новыми видами экспертиз. 

 

Однако, на наш взгляд, качество экспертизы зависит не от того, государственным или негосударственным экспертом она проведена, а от компетентности каждого конкретного эксперта. 

А как вы думаете?
 

Комментарии