К вопросу о специальных экспертизах
Одним из самых частых вопросов, поступающих в адрес нашего СРО, является вопрос о лицензировании судебно-экспертной деятельности и вопрос об экспертизах, которые могут быть проведены только государственными экспертами.
Повышенный интерес, в первую очередь, связан с реформой судебно-экспертной деятельности, проводимой Минюстом России.
В данной статье мы ответим на вопросы о том, кто является государственным экспертом. Какие виды экспертиз могут проводить только государственные эксперты. Какие виды экспертиз требуют наличия специальных допусков.
I. Экспертизы, проводимые исключительно государственными экспертами
I.I О государственных экспертах
Начнем нашу статью с рассмотрения вопроса о том, кто относится к государственным экспертам с точки зрения действующего законодательства.
В ст.12 ФЗ № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» трактуется, что «Государственным судебным экспертом является аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей».
Статья 13 этого же ФЗ устанавливает определенные требования к государственным экспертам, например, наличие высшего образования, наличие доп.образования и др.
Кроме того, уровень квалификации государственных экспертов и их возможность самостоятельно проводить экспертизы определяются специальными аттестационными комиссиями один раз в 5 лет.
Таким образом, государственный судебный эксперт – это аттестованный работник государственного судебно-экспертного учреждения, который занимается производством судебных экспертиз в порядке исполнения своих должностных обязанностей.
I.II Экспертизы, проводимые государственными экспертами
В связи с последними событиями - реформой судебно-экспертной деятельности - все чаще возникает вопрос о том, какие виды экспертиз могут проводить только эксперты, работающие на государство?
Согласно Распоряжению Правительства РФ № 3214-р «Об утверждении перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями», существуют ограничения для негосударственных экспертов на отдельные виды экспертиз.
К таким экспертизам относятся:
- раздел 1:Судебные баллистическая, взрывотехническая, психологическая, психиатрическая экспертизы и судебная экспертиза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ по уголовным делам, судебные экспертизы при проверке сообщений о преступлениях;
- раздел 2:Судебные строительно-техническая и землеустроительная экспертизы по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества и объектов землеустроительства в рамках оспаривания или установления их кадастровой стоимости;
- раздел 3:Судебная пожарно-техническая экспертиза по уголовным делам, связанным с пожарами или нарушениями требований пожарной безопасности, повлекшими гибель людей либо причинение тяжкого вреда здоровью человека.
В пояснительной записке к проекту Минюст указал, что внесенные в перечень строительно-техническая и землеустроительная экспертизы, внесены в перечень во исполнение указания Президента РФ № Пр-2393 от 23.11.2019 г. Данный документ, по мнению Минюста, необходим для «решения проблем с недобросовестностью негосударственных судебных экспертов».
Именно раздел 2 вызвал жаркие дебаты и попытку в Верховном суде признать частично недействующим перечень видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2021 г. N 3214-р.
Однако Верховным Судом РФ от 24.03.2022 N АКПИ22-93 было принято решение «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим перечня видов судебных экспертиз, проводимых исключительно государственными судебно-экспертными организациями, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 16.11.2021 N 3214-р» .
При этом в решении суда указано, что с учетом характера рассматриваемого судом спора и конкретных обстоятельств каждого дела вид назначаемой экспертизы, профессиональные и квалификационные требования к эксперту, проверка наличия у него специальных знаний в области предмета экспертизы, а также проверка сведений о его образовании, специальности, стаже работы, занимаемой должности и круг вопросов, которые ставятся перед экспертом или экспертным учреждением, определяет исключительно суд, которому принадлежит право назначения судебной экспертизы.
Определение Правительством Российской Федерации в разделе II Перечня двух видов судебных экспертиз, которые могут проводиться только государственными экспертными учреждениями, не препятствует суду с учетом специфики спора и всех фактических обстоятельств дела определять характер и виды специальных познаний, необходимых ему для правильного рассмотрения дела, и принимать решение о назначении по делу иной судебной экспертизы.
Данная позиция нашла свое отражение и в Кассационном определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 11.01.2023 N 88а-648/2023 по делу N 3а-70/2022.
С 2021 года никаких изменений в законодательстве не было, и для негосударственных экспертов не было ограничений в проведении каких-либо видов экспертиз кроме тех, которые перечислены выше.
Но в ноябре 2022 года замминистра юстиции выступил на конференции по судебной экспертизе с заявлением о том, что планируется провести масштабные изменения в сфере судебно-экспертной деятельности.
Одним из нововведений было расширение перечня экспертиз, которые будут проводиться исключительно в государственных экспертных организациях.
Со слов министра, необходимость проведения данных видов экспертиз только на уровне государственных экспертных учреждений обосновывается Минюстом тремя важными факторами:
- Особая важность этих экспертиз на уровне государства;
- Отсутствие необходимой проф.переподготовки у негосударственных экспертов-лингвистов, применительно к исследованиям экстремистской и террористической направленности;
- Большая вероятность наличия договоренностей об исходе дела с преднамеренными выводами экономической экспертизы в пользу организации.
Уже в марте 2023 вышло Распоряжение Правительства № 672-р, согласно которому еще несколько видов экспертиз стали исключительно государственными, а именно:
- Судебная лингвистическая экспертиза по делам, связанным с проявлением терроризма и экстремизма, а также судебные экспертизы при проверке сообщений о таких преступлениях;
- Судебная психолого-лингвистическая экспертиза по делам, связанным с проявлением терроризма и экстремизма, а также судебные экспертизы при проверке сообщений о таких преступлениях;
- Судебная экономическая экспертиза по делам о преступлениях, связанных с неуплатой налогов и сборов и причинением ущерба природным ресурсам;
- Судебная экономическая экспертиза по делам о преступлениях, связанных с нецелевым расходованием и хищением бюджетных средств, а также при проверке сообщений о таких преступлениях.
Сразу же следует отметить, что данный документ не противоречит статье 41 ФЗ №73 - ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», в которой указано, что Правительство РФ имеет право устанавливать перечень экспертиз, которые могут быть проведены только государственными судебно-экспертными организациями.
Будет ли еще расширен перечень судебных экспертиз, относящихся к государственному ведению? Пока что ответить однозначно на этот вопрос невозможно, но, исходя из сложившихся тенденций, вариант расширения списка экспертиз не исключен.
II. Экспертизы, требующие специального допуска
В настоящее время деятельность по проведению судебной экспертизы не лицензируется. Это касается как государственной, так и негосударственной экспертизы.
Предусматривается лишь порядок добровольной сертификации независимыми органами по сертификации, но не лицензирование.
Исключение из правила
В каждом правиле есть свои исключения. Данная закономерность относится и к судебно-экспертной деятельности.
В ст.12 ФЗ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перечислены виды деятельности, которые обязаны лицензироваться. К ним относятся свыше 50 различных сфер.
Из данного перечня к экспертизам, требующим наличие лицензии, относятся следующие виды:
- Судебно-медицинская экспертиза.
В Постановлении Правительства РФ № 291 предусмотрено, что получить лицензию могут медицинские и иные организации, а также ИП, если они соответствуют лицензионным требованиям (прописаны в п.4 и п.5 этого же Постановления). Для получения лицензии необходимо собрать большой пакет документов и подать заявление в лицензирующий орган. В силу п.3 данного Постановления медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложения, которые выполняются, в том числе, при проведении медицинских экспертиз (судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы).
- Экспертиза промышленной безопасности
Порядок получения лицензии на экспертизу промышленной безопасности прописан в Постановлении Правительства РФ № 1477. После получения лицензии на проведение ЭПБ возможно проводить следующие виды исследований: экспертиза промышленной безопасности технических устройств; экспертиза безопасности зданий и сооружений; экспертиза промышленной безопасности проектной документации на ликвидацию, консервацию и техническое перевооружение; экспертиза промышленной безопасности декларации промбезопасности; экспертиза промышленной безопасности обоснования безопасности.
- Баллистическая экспертиза и экспертиза боеприпасов
Данный вид экспертиз тесно взаимосвязан с вопросами получения, использования и хранения оружия, которые рассмотрены в ФЗ № 150-ФЗ «Об оружии». Для проведения таких экспертиз требуется получить Лицензию на приобретение, хранение и ношение оружия. Чтобы получить данный документ гражданин подаёт заявление в подразделение лицензионно-разрешительной службы территориального органа внутренних дел. В зависимости от вида оружия перечень документов, подаваемых в ОВД, будет меняться.
- Наркотическая экспертиза.
В данном случае вопрос лицензирования конкретизируется в Постановлении Правительства РФ №1007 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений». Так, в данном документе указано, что для проведения экспертизы необходимо иметь «...в составе руководителей соискателя лицензии, имеющего намерение осуществлять деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ…».
- Экспертиза объектов военного назначения и космической инфраструктуры
Для проведения такой экспертизы на объектах, имеющих режимный статус - военные заводы; военные предприятия; предприятия, сопряженные с государственной тайной и т.д. - необходима лицензия ФСБ РФ.
Давайте обсудим
Что вы думаете об этих ограничениях? Насколько они повлияли и повлияли ли вообще на вашу работу?
Комментарии
Гость
Гость
Выберите категории,
на которые хотите подписаться
Гость