В наследственных спорах, связанных с установлением отцовства, допустимо проведение генетической экспертизы
Верховный Суд Российской Федерации опубликовал Определение от 8 апреля по делу № 34-КГ25-3-КЗ, в котором разъясняется, что суды имеют право устанавливать отцовство в отношении граждан, родившихся в период с 1 октября 1968 года до 1 марта 1996 года, на основании заключений молекулярно-генетической экспертизы.
Геннадий К. с 1975 года находился в зарегистрированном браке с Г. У супругов есть дочь Анна К. В октябре 2022 года супруга Геннадия К. скончалась, а в следующем месяце он также ушел из жизни. После смерти Геннадия К., в установленный законом срок, с заявлениями о принятии наследства обратились Анна К. и Инна С., которая утверждала, что покойный является её биологическим отцом. Однако Инна С. не предоставила документов, подтверждающих родственные отношения с умершим. В её свидетельстве о рождении в качестве отца указан Геннадий Староверов, и сведения об отце были внесены в акт о рождении на основании заявления матери.
Инна С. подала в суд иск к Анне К. и отделу ЗАГС Администрации города Апатиты Мурманской области с просьбой установить факт родственных отношений и признать право собственности на наследство. Истец утверждала, что является биологической дочерью Геннадия К., отцовство которого не было установлено в установленном порядке из-за его брачных отношений. В иске также указывалось, что истец и Анна К. являются наследниками первой очереди по закону и что Инна С. в установленный срок обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Поскольку в свидетельстве о рождении И. Скопинцевой Геннадий К. не указан как отец, она не могла оформить наследство. В связи с этим истец просила суд установить факт родственных отношений между ней и Геннадием К., а также признать право собственности на имущество, оставшееся после смерти отца, состоящее из доли в праве собственности на квартиру.
В ходе судебного разбирательства суд установил, что у наследодателя не было иных детей, отцом которых в установленном порядке был записан Геннадий К., что было подтверждено данными из ЗАГС. В результате суд отказал в удовлетворении иска Инны С.; апелляционная и кассационная инстанции поддержали это решение.
Таким образом, данное дело подчеркивает важность документального подтверждения родства в наследственных делах, а также необходимость соблюдения установленных законодательством процедур для установления факта отцовства. Верховный Суд в своем Определении акцентирует внимание на том, что возможность установления отцовства на основании молекулярно-генетических экспертиз может быть применена в определенных случаях, что открывает новые возможности для граждан, чье родство не было подтверждено соответствующими документами.
Комментарии
Выберите категории,
на которые хотите подписаться