100-27-83 8(800)
Звонок по России бесплатно
пн-пт, 9:00-18:00 мск

Статьи

17.04.2014
ОЦЕНКА  СТОИМОСТИ  БИЗНЕСА

   Оценка стоимости бизнеса это совокупность мероприятий, выполняемых в целях расчета стоимости бизнеса - деятельности, ориентированной на получение прибыли. Существует множество причин для ее проведения, но каждому руководителю знакома эта проблема. Неизбежность проведения оценки бизнеса обнаруживается почти при всех преобразованиях: продаже или покупке предприятия, поглощении или слиянии, акционировании и всевозможных бизнес-ситуациях, поскольку, без знания стоимости затруднительно инициировать обоснованные решения по покупке или продаже прав собственника. В сущности, стоимость бизнеса является отображением результатов его деятельности.
   
   Имеется, приблизительно, двадцать целей оценки бизнеса, при этом, главнейших только три:
   1. Оценка бизнеса дает возможность акционерам разобраться в результативности работы менеджмента и наметить курс последующего развития.
   2. Оценка бизнеса требуется при ходатайстве в адрес кредиторов или инвесторов, в целях получения дополнительных субсидий.
   3. Для грамотного учета активов, сформированных в результате деятельности компании.

   Аналитические методы оценки бизнеса используют три основных подхода, которые анализируют компанию в различных аспектах бизнеса: доходный, затратный и сравнительный. В действительности, различная конъюнктура нуждается в собственном методе оценки. Так, например, для торговых компаний, при оценке, наиболее подходящим является доходный подход. В этом случае, ключевым показателем эффективности является выручка от продаж, от которой, с учетом размера операционных расходов (затрат и платежей), зависит рентабельность.
   Для целого ряда однотипных компаний, при оценке бизнеса, целесообразно использовать сравнительный подход . Оценка особых, исключительных компаний, экономически господствующих в своей отрасли, например, "Газпром", применяет затратный подход.
  
    При использовании доходного подхода, основным фактором, устанавливающим стоимость компании, является будущая прибыль. Оценщик принимает в расчет структуру капитала (пропорцию собственного и заемного капитала), прежние результаты предпринимательской деятельности, тенденции развития компании, экономические и отраслевые факторы, длительность периода получения вероятной прибыли, виды и уровень рисков. К доходному подходу оценки причисляют метод прямой капитализации доходов, который находит применение при оценке компаний, развивающихся стабильно, и, успевших накопить активы, а также, метод дисконтированных денежных потоков, который применим для компаний, находящихся на этапе роста, но, его применения необходимо опасаться при оценке вновь образованных компаний, по причине отсутствия ретроспективы прибылей.

   Затратный подход употребляется, преимущественно, при оценке хозяйствующих субъектов специального назначения и нового строительства, уникальных объектов, с целью страхования, а также, для установления вариантов наиболее продуктивного землепользования. При этом, требуемая, информация зависит от особенностей оцениваемого объекта и может составлять сведения о ценах на землю, включать строительную документацию, данные о накладных расходах и прибыли строителей для местного рынка и пр. В основу затратного подхода  берется информация о, действующих в настоящее время, рыночных ценах на рабочую силу, материалах и прочих составляющих затрат. 

   Сравнительный подход наиболее востребован при наличии действующего рынка соизмеримых объектов собственности. Применение данного подхода имеет особенность, заключающуюся в сборе качественной информации о последних продажах сопоставимых объектов, что обеспечивает точность оценки. Эта информация содержит: физические параметры, местонахождение, время и условия продажи, условия субсидирования. Эффективность данного подхода снижается при условиях неустойчивой ситуации на рынке, недостаточной численности сделок, длительного периода между моментом их реализации и моментом оценки. Резкие колебания на рынке способствуют ухудшению показателей. 

   Ввиду несовершенства рынков, спрос и предложение не пребывают в равновесии. Не исключено, что производители могут быть непродуктивными, вероятные пользователи неверно осведомлены, эти факторы обуславливают отличия в показателях стоимости при использовании различных подходов при оценке стоимости бизнеса. Во многих ситуациях любой из подходов возможно применить для контроля оценки стоимости, достигнутой с использованием другого подхода.


"Заказать рецензию"   "Заказать экспертизу"



Возврат к списку

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru