100-27-83 8(800)
Звонок по России бесплатно
пн-пт, 9:00-18:00 мск

Статьи

Происходящие с начала 90-х изменения в нашей стране коснулись всего, в частности и судебной сферы. Обратим свое внимание на судебный процесс. Именно в  это время такая норма, как «состоятельность судебного процесса» стала находить большее применение и набирать вес. На практике это выглядит так: каждая из сторон может использовать весь регламентированный законодательный потенциал для поиска аргументов, представив доказательства в судебном процессе. Известно, что экспертиза считается самым эффективным доказательным инструментом, но государственная монополия вплоть до 2001 года делала экспертную деятельность неповоротливым колесом.

В 2001 году появилась возможность привлекать в качестве экспертов специалистов, которые не являются государственными экспертами. Таким образом, данные действия дали стимул на повсеместное создание новых центров экспертизы. Так, проведение судебных экспертиз и досудебных исследований стало намного проще (не было необходимости ждать длительное время очереди, чтобы провести экспертизу в государственном учреждении).

Продвижение в сторону состязательного процесса породило проблему некой хаотичности в организации и методического обеспечения различных экспертиз, которые проводились негосударственными экспертами. Проще говоря: работал, кто как может. Проблема состояла в том, что экспертная  деятельность являлась не лицензируемой. Закон регламентировал работу эксперта, работающего в негосударственном учреждении, предъявляя к нему единственное требование – наличие познаний в этой области. В свою очередь, закон не дает каких-либо единых требований об уровне владения экспертом специальных познаний. Представим человека, которому необходимо, к примеру, провести почерковедческую экспертизу: некоммерческая лаборатория сможет принять материалы к производству только с очередью в 6 месяцев. На кота в мешке похож частный эксперт, так как его компетенцию можно проверить, лишь проведя у него платную, что немаловажно, экспертизу. Дальше суд должен каким–либо образом отреагировать на заключение коммерческого эксперта, оценив заключение, как доказательство. Таким образом, если заказчик не суд, а обычный гражданин, то он оказывается на перепутье: с одной стороны необходимость в экспертизе, с другой – неуверенность, как в частном эксперте, так и в отношении суда к данному заключению.

Если в любой другой сфере деятельности (услуги грузоперевозки, медицинские услуги) предусматривается лицензирование, то есть имеется орган, который определяет соответствие и пригодность конкретного лица или организации осуществляемой деятельности, то орган, контролирующий экспертную деятельность, вообще до недавнего времени отсутствовал. Это было на руку лицам, которые занимались негосударственной экспертной деятельностью либо вовсе без необходимых документов, либо они имелись, но полностью просроченные. Добросовестные частные эксперты должны были проходить периодическое повышение квалификации в госучреждениях, которые обучали соответствующих экспертов.

Существенно изменило проблему подведение экспертной негосударственной деятельности к единому знаменателю. В 2008 году Миндздравсоцразвития России и ведущие организации судебной экспертизы: Федеральное госучреждение «Российский центр судебной и медицинской экспертизы», госучреждение РФ центр судебной экспертизы при Министерстве Юстиции России учредили государственное партнерство, чтобы реализовать единую государственную политику в области судебной экспертизы.  Это партнерство на профессиональной основе объединило учреждения и организации, работающие в сфере судебно-экспертных исследований и судебной экспертизы, и судебных экспертов, которые были участниками процессуального действия. Партнерство работает, основываясь на принципах саморегулирования. Под этим действием понимается инициативная и самостоятельная деятельность, которая осуществляется субъектами профессиональной  и предпринимательской деятельности. Она содержит разработку и установку правил и стандартов судебной экспертной деятельности, а так же контролирует соблюдение требований указанных правил и стандартов в сфере судебной экспертизы. Целями этого партнерства являются: оказание помощи членам организации в профессиональном осуществлении деятельности в сфере судебной экспертизы, которая направлена на развитие и усовершенствование экспертной деятельности в РФ; содействие в формировании и развитии цивилизованного рынка в области коммерческой судебной экспертизы; помощь в создании требуемых условий для увеличения объемов и форм деятельности судебной экспертизы, которая осуществляется членами партнерства.

Палата организует в рамках повышения квалификации добровольную сертификацию экспертов в Системе сертификации методического обеспечения экспертной деятельности.

Таким образом, на сегодняшний день существует качественный инструмент, определяющий компетенцию и повышающий квалификацию негосударственных экспертов. Так же известны случаи, когда лицами, осуществляющими негосударственную экспертную деятельность, были провалены квалификационные экзамены. Такие ситуации ничуть не подтверждают номинальную работу этой организации, а ставят некий барьер для самозванцев. Негосударственная экспертиза упорядочивается, благодаря деятельности организации судебных экспертов, которая обеспечивает компетентность экспертов, входящих в ее состав.



Лидия Сотникова

Заказать рецензию на экспертизу

Возврат к списку

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru